19 июня 2025 года Беларусь и Россия завершили работы по внедрению и настройке технологического взаимодействия в рамках общего процесса №46 – «Информационное обеспечение транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Евразийского экономического союза». Это событие открыло новый этап: страны приступили к полноценному обмену данными в сфере транспортного контроля.
Что такое общий процесс №46 и зачем он нужен?
Данный процесс является частью интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли ЕАЭС. Его основная задача — усовершенствовать процедуры транспортного контроля грузовых автомобилей, пересекающих внешнюю границу Союза. Внедрение этого процесса должно повысить эффективность деятельности национальных уполномоченных органов, ответственных за контроль грузопотоков при въезде в ЕАЭС.
Планы по расширению
На текущем этапе двустороннее взаимодействие реализовано между Беларусью и Россией, однако до конца 2025 года к системе планируется подключить Казахстан и Кыргызстан. Это позволит всем государствам-участникам обмениваться сведениями о прохождении грузового автотранспорта через внешние границы ЕАЭС, что повысит прозрачность и оперативность контроля.
Преимущества нового взаимодействия
Внедрение общего процесса №46 обеспечит уполномоченным органам мгновенный доступ к результатам транспортного контроля на внешней границе Союза. В числе ключевых преимуществ — возможность отслеживать движение транспорта по территории государств-членов, получать информацию об оплате сборов, штрафов и о фактах устранения выявленных нарушений. Всё это позволит повысить уровень безопасности и качества перевозочного процесса, сделать его более прозрачным и подотчётным.
Позиция Армении
Стоит отметить, что Армения не принимает участие в реализации общего процесса №46. Это связано с тем, что в Договор о ЕАЭС были внесены соответствующие изменения, освобождающие страну от участия в данной инициативе.
Запуск информационного взаимодействия в сфере транспортного контроля на внешней границе ЕАЭС — важный шаг на пути к цифровизации и интеграции процессов в рамках Союза. Ожидается, что дальнейшее подключение других стран-участниц позволит создать единую информационную среду, способствующую развитию взаимной торговли, улучшению логистики и укреплению безопасности перевозок на пространстве ЕАЭС.