Возможность вступления Узбекистана в ЕАЭС

  • 02/02/2020

Возможность вступления Узбекистана в ЕАЭС

Стало известно о вероятном вступлении Узбекистана в ЕАЭС, также Узбекистан планирует сотрудничать с Европейским союзом (ЕС) и Всемирной торговой организацией (ВТО).

В октябре 2019 года президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиёев поручил правительству изучить вопрос налаживания взаимодействия с ЕАЭС и оценить целесообразность, учитывая национальные интересы в процессах глобализации.

Для России Узбекистан является одним из основных внешнеторговых партнёров – в 2018 году занимал 14 место в несырьевом неэнергетическом экспорте России. Ежегодно товарооборот между странами увеличивается, так в 2018г. составил $4381,3 млн., что на 20% больше предыдущего. По данным статистики РЭЦ, Узбекистан в 2018 году находился на 1 месте в ренкинге (рассчитанный на основе 14 показателей) перспективных стран для несырьевого экспорта России.

Для справки: в Узбекистане проживет более 33 млн.человек. Значит вступление Узбекистана в ЕАЭС может существенно повлиять не только на распределение товарооборота внутри ЕАЭС, но и укрепить его внутренние позиции на международном рынке. Существует общемировая тенденция: каждая страна создает благоприятные условия для национальных производителей и защищает их от конкуренции с иностранными компаниями и расширение рынков сбыта.

Потенциальная возможность интеграции рассматривается без политики, только по экономическим причинам. Перед вступлением в ЕАЭС, необходимо вступить в ВТО, ведь по правилам ВТО работают остальные члены ЕАЭС, но США намерено усложнить этот процесс, так как рассматривает Узбекистан как инвестиционный объект и торгового партнёра и не приветствует вступление в другие экономические союзы.

Сотрудничество с ЕС довольно весомо: товарооборот превысил $5 мдрд, но ЕС больше заинтересован в экспорте своей продукции, а на импорт ставит тарифные и нетарифные барьеры.

Необходимость сотрудничества с ЕАЭС обусловлено множество факторов, одним из которых является географическое положение – ведь соседи по региону киргизы и казахи уже состоят в союзе, а значит можно будет достичь положительных результатов по многим экономическим, культурно-гуманитарным или экологический вопросам. Для просчёта экономических параметров интеграции необходим льготный переходный период (для ряда отраслей – до 10 лет), снятие таможенных барьеров, создание зоны свободной торговли с ЕАЭС, получение статуса наблюдателя или партнёра. После этого возможно будет определить приемлемую модель сотрудничества.