Изменения в оформлении таможенных документов с 1 марта 2021г.

  • 24/02/2021

Изменения в оформлении таможенных документов с 1 марта 2021г.

Решением Евразийского межправительственного совета №5 от 17.07.2020 года внесены изменения на таможенное оформление товаров. Оно вступает в силу с первого дня весны. По новым правилам, если таможенная операция оформляется в электронном виде, на бумажных носителях специальные отметки таможенных органов не проставляются. Это относится к транспортным, коммерческим и другим документам.


По прежнему печати будут ставиться, если:

  • производится оформление убытия грузов за пределы Евразийского экономического союза (пункт 9 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС);
  • при изменении, удалении, замене или уничтожении идентификационных средств (ст. 341 п.5. ТК);
  • таможенная операция связана с соблюдением маршрута доставки товара, которые помещены под процедуру таможенного транзита;
  • таможенные органы на данный момент не имеют возможности оформлять таможенные операции на электронных носителях (причиной может быть НШС, отключение электроэнергии, сбой работы телекоммуникационных сетей, пр.);
  • по мотивирующем обращении ответственных лиц о проставлении в документах таможенных отметок. Среди мотивов может быть необходимость соблюдения законодательных требований и положений, связанных со спецификой товара.

Чтобы исключить необходимость в дополнительном оформлении документов, в том числе и в бумажном виде, страны-члены ЕАЭС должны были до 02.12.2020 года внести в законодательства государств изменения, которые отменят необходимость предоставления таможенных отметок. 
Когда данные изменения будут приняты, это позволит минимизировать проставление отметок на бумажных носителях в коммерческих, транспортных и прочих документах.
На сегодняшний день многие крупные участники внешнеэкономической деятельности используют при логистике, организации перевозок и проведении таможенных операций используют цифровой сервис, поэтому нововведения не станут такой уж неожиданностью.
Основное условие перевода железнодорожных накладных на электронный аналог – наличие у грузоотправителя электронной подписи. Документы оформляются в АС «ЭТРАН» (Автоматизированная Система «Электронная Транспортная Накладная»). Накладные в дальнейшем предъявляются в таможенный орган для декларирования товаров на экспорт.
После прохождения товара таможни, в ОАО «РЖД» поступает отметка о его выпуске. Увидеть ее можно в графе 28 таможенной накладной «Отметки для выполнения таможенных и административных формальностей». В электронном виде также проставляется штемпель перевозчика.
Если по техническим или иным причинам данные ДТ не поступили, не визуализируется отметка о выпуске груза, документы оформляются на бумажных бланках. В этом случае отметки таможенных органов проставляются, как и раньше.


Федеральная налоговая служба сообщает, что копии электронных накладных имеющие отметки таможенных органов в цифровых аналогах, подтвержденные электронной подписью грузоотправителя являются достаточными для предъявления, как обоснование применении нулевой процентной налоговой ставки.

Более подробная информация об оформлении товарно-транспортной накладной, международной транспортной накладной и транспортной накладной в статье

ФТС и ФНС Российской Федерации обеспечены возможностью информационного обмена в электронном виде между ведомствами по вопросам выпуска, вывоза товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.