В международном праве нотификация (от лат. notificare — делать известным) — официальное уведомление министерством иностранных дел международной организации или её должностного лица.
Для внешнеэкономической деятельности используется более узкое значение:
Нотификация ФСБ — это официальное разрешение, позволяющее ввозить на территорию Евразийского экономического союза и вывозить оттуда шифровальные средства без оформления дополнительных разрешений, лицензий и прочих подобных документов.
Нотификация — одна из мер нетарифного регулирования.
Смысл нотификации в том, чтобы ограничивать ввоз в страну оборудования, которое может применяться для шпионажа, перехвата разговоров в сети сотовых операторов, развертывания сложных криптографических систем с целью передачи данных.
Информация о зарегистрированных нотификациях ФСБ доступна на официальном сайте Евразийской Экономической Комиссии (реестр зарегистрированных нотификаций).
Основной группой товаров, для которой предусмотрено оформление нотификации ФСБ, является вычислительная техника, такая как:
На сегодняшний день приоритетным направлением развития РФ является создание цифровой экономики. Так как новейшие разработки в сфере цифровых технологий оказывают огромное воздействие на развитие экономических структур, они позволяют обеспечить модификацию и прочих сфер жизни, важных для общественности и государства.
В связи с этим на территории Российской Федерации была принята специальная программа, основная задача которой – введение новейших технологий, а также уникальных решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг. Сделано это в интересах населения, и, конечно же, в интересах субъектов среднего и малого бизнеса.
Если отследить действия структур государственной власти за период в последние несколько лет, необходимо признать, что она действительно ведет интенсивное оцифровывание государственных служб. Развитие структур IT позволило сделать множество государственных сервисов доступными и более удобными. Благодаря этому граждане и юридические лица могут избегать чрезмерной бюрократии.
На фоне таких хороших новостей, удивление и, в то же время, разочарование вызывает, что многие сервисы государственных служб все еще остаются в стороне от столь позитивного тренда. Пожалуй, одним из важнейших вопросов для сферы развития внешнеэкономической деятельности является вопрос регистрации нотификации.
В настоящее время подать документы для прохождения процедуры регистрации нотификации на территории РФ можно исключительно на бумажном носителе. В Казахстане данная процедура давно уже осуществляется через электронный документооборот.
Еще больше неудобств в процедуре нотификации граждане РФ получили за последние годы, в виду ограничений, связанных с появлением короновируса. Требования по минимизированию контактов между людьми и чиновниками сделали для многих данную процедуру невозможной.
Если ранее, до начала всемирной пандемии, пакет документов для регистрации нотификации можно было с легкостью передать в соответствующую службу, а затем получить готовый документ не позднее, чем через 10 рабочих дней, то в настоящее время документы принимаются исключительно по «Почте России».
Еще одним негативным фактором является и то, что документацию в ЦЛСЗ ФСБ России, как подразделение, которое осуществляет непосредственную регистрацию нотификации, направляются непосредственно через центральный аппарат ФСБ, а это, в свою очередь, создает дополнительные задержки по отправке.
Рассматривая этот вопрос нужно также отдать должное внимание процедуре получения отказов от ЦЛСЗ ФСБ России. В случае, если вышеупомянутый орган принял решение об отказе, то ответ будет направлен заявителю фельдъегерской службой исключительно по месту адресу его нахождения. Проследить рациональность в таком порядке крайне сложно.
В результате таких действий полный срок прохождения процедуры регистрации нотификации, учитывая все пересылки по «Почтой России» занимает около месяца. Ссылаясь на распоряжение Правительства по совершенствованию таможенного администрирования от 2012 года, еще к наступлению 2018 года подготовка различных документов, которые необходимы для урегулирования вопросов в государственных структурах, связанных с перемещением через границу, должны составлять не более 7 рабочих дней.
Совсем непонятно, что движет чиновниками и почему они не желают вводить электронный документооборот в эту сферу. Ситуация, которую мы описали в этой статье, позволяет наглядно проиллюстрировать необходимость повсеместного введения электронного документооборота. Особенно это касается сферы предоставления услуг. В связи с этим, одним из вариантов решения такой задачи является передача функций по регистрации нотификаций другим представителям или организациям, в которых электронный документооборот налажен и хорошо работает.