Электронная регистрация нотификации

  • 30/11/2021

Электронная регистрация нотификации

Что такое нотификация

В международном праве нотификация (от лат. notificare — делать известным) — официальное уведомление министерством иностранных дел международной организации или её должностного лица. 
Для внешнеэкономической деятельности используется более узкое значение:
Нотификация ФСБ — это официальное разрешение, позволяющее ввозить на территорию Евразийского экономического союза и вывозить оттуда шифровальные средства без оформления дополнительных разрешений, лицензий и прочих подобных документов.

Нотификация — одна из мер нетарифного регулирования.

 

Для чего нужна нотификация

Смысл нотификации в том, чтобы ограничивать ввоз в страну оборудования, которое может применяться для шпионажа, перехвата разговоров в сети сотовых операторов, развертывания сложных криптографических систем с целью передачи данных.

Информация о зарегистрированных нотификациях ФСБ доступна на официальном сайте Евразийской Экономической Комиссии (реестр зарегистрированных нотификаций).

 

Продукция, подлежащая оформлению нотификации ФСБ

Основной группой товаров, для которой предусмотрено оформление нотификации ФСБ, является вычислительная техника, такая как:

  • мобильные средства связи;
  • беспроводное оборудование для шифрования  (Wi-Fi, ВТ и др.);
  • персональные Smart-карты;
  • оборудование для шифрования;
  • приемная радиовещательная аппаратура;
  • средства кодирования и другие изделия.

 

Оформление нотификации

На сегодняшний день приоритетным направлением развития РФ является создание цифровой экономики. Так как новейшие разработки в сфере цифровых технологий оказывают огромное воздействие на развитие экономических структур, они позволяют обеспечить модификацию и прочих сфер жизни, важных для общественности и государства. 
В связи с этим на территории Российской Федерации была принята специальная программа, основная задача которой – введение новейших технологий, а также уникальных  решений в сферы государственного управления и оказания государственных услуг. Сделано это в интересах населения, и, конечно же, в интересах субъектов среднего и малого бизнеса. 
Если отследить действия структур государственной власти за период в последние несколько лет, необходимо признать, что она действительно ведет интенсивное оцифровывание государственных служб. Развитие структур IT позволило сделать множество государственных сервисов доступными и более удобными. Благодаря этому граждане и юридические лица могут избегать чрезмерной бюрократии. 
На фоне таких хороших новостей, удивление и, в то же время, разочарование вызывает, что многие сервисы государственных служб все еще остаются в стороне от столь позитивного тренда. Пожалуй, одним из важнейших вопросов для сферы развития внешнеэкономической деятельности является вопрос регистрации нотификации. 
В настоящее время подать документы для прохождения процедуры регистрации нотификации на территории РФ можно исключительно на бумажном носителе. В Казахстане данная процедура давно уже осуществляется через электронный документооборот. 
Еще больше неудобств в процедуре нотификации граждане РФ получили за последние годы, в виду ограничений, связанных с появлением короновируса. Требования по минимизированию контактов между людьми и чиновниками сделали для многих данную процедуру невозможной. 
Если ранее, до начала всемирной пандемии, пакет документов для регистрации нотификации можно было с легкостью передать в соответствующую службу, а затем получить готовый документ не позднее, чем через 10 рабочих дней, то в настоящее время документы принимаются исключительно по «Почте России». 
Еще одним негативным фактором является и то, что документацию в ЦЛСЗ ФСБ России, как подразделение, которое осуществляет непосредственную регистрацию нотификации, направляются непосредственно через центральный аппарат ФСБ, а это, в свою очередь, создает дополнительные задержки по отправке.  
Рассматривая этот вопрос нужно также отдать должное внимание процедуре получения отказов от ЦЛСЗ ФСБ России. В случае, если вышеупомянутый орган принял решение об отказе, то ответ будет направлен заявителю фельдъегерской службой исключительно по месту адресу его нахождения.  Проследить рациональность в таком порядке крайне сложно. 
В результате таких действий полный срок прохождения процедуры регистрации нотификации, учитывая все пересылки по «Почтой России» занимает около месяца. Ссылаясь на распоряжение Правительства по совершенствованию таможенного администрирования от 2012 года, еще к наступлению 2018 года подготовка различных документов, которые необходимы для урегулирования вопросов в государственных структурах, связанных с перемещением через границу, должны составлять не более 7 рабочих дней. 
Совсем непонятно, что движет чиновниками и почему они не желают вводить электронный документооборот в эту сферу. Ситуация, которую мы описали в этой статье, позволяет наглядно проиллюстрировать необходимость повсеместного введения электронного документооборота. Особенно это касается сферы предоставления услуг. В связи с этим, одним из вариантов решения такой задачи является передача функций по регистрации нотификаций другим представителям или организациям, в которых электронный документооборот налажен и хорошо работает.