Большое число проблем в сфере регулирования внешней торговли возникает в процессе реализации таможенной службой России международных конвенций и национальных концепций. Без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) эти проблемы не могут быть разрешены. В особенности это касается вопросов ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников. Таможенные органы РФ несут на себе три функции, которые сложно осуществлять в одних рамках: фискальную, правоохранительную и функцию содействия предпринимательству.
Ранее Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (№ 311-ФЗ от 27.11.2010), являющийся основой таможенного администрирования, внес существенные изменения во взаимоотношения между таможенными органами и участниками ВЭД, придав им характер партнерских, упростив таможенные процедуры, но при этом, не затронув многих вопросов правового регулирования работы таможенной службы.
На смену № 311-ФЗ пришёл № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таможенные органы осуществляют свою деятельность в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и ЕАЭС, а также упрощения и ускорения таможенных операций и процедур, тогда как участники ВЭД ставят своей целью осуществлять таможенные операции в максимально короткие сроки и с минимальными издержками.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД преследует единую цель — минимизация издержек на реализацию таможенных операций при обеспечении норм, установленных таможенным законодательством. Область осуществления внешнеэкономической деятельности на сегодняшний день характеризуется рядом серьезных недостатков:
Значимость указанных пробелов возрастает в связи с образованием Евразийского экономического союза России, куда входит Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, ростом объемов внешней торговли России, концентрацией мест осуществления таможенных операций и таможенного контроля в приграничных регионах, продолжающейся тенденцией интеграции России в мировое экономическое пространство.
Новые подходы к деятельности таможенных органов были изложены еще в Концепции развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 2225- р, реализация которой должна проводиться посредством своевременных корректив национального законодательства, регулирующего различные направления деятельности таможенных органов. Таможенной службе России необходимо придерживаться новой для нашей страны философии таможенного дела, когда государственная администрация не только эффективно взимает налоги с товаров, но и оказывает услуги, исходя из потребностей участников ВЭД, которые получают статус "клиент".
Осуществление взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД необходимо на всех этапах осуществления таможенного контроля. До пересечения границы ЕАЭС — это предварительное информирование, консультирование, круглые столы, на границе — удаленный выпуск, осуществление таможенного контроля, таможенные операции, списание платежей, после пересечения границы — круглые столы, подтверждение выполнения обязательств. Взаимодействие должно осуществляться с применением информационных технологий, которые позволят снизить влияние субъектных факторов, а, следовательно, коррупционную составляющую. Конечно, не следует забывать, что одновременно с достижением цели по формированию комфортной среды таможенных операций для участников ВЭД перед таможенной службой стоят и такие цели, как: содействовать осуществлению мировой торговли при условии минимальных затрат для экономики государств, а также способствовать защите общества от незаконного перемещения товаров через границу. Нельзя не упомянуть о том, что предмет взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности носит специфический характер, который продиктован самой сферой взаимоотношений. Необходимо отметить также, что взаимодействие с участниками внешнеэкономической деятельности (бизнес-сообществом) осуществляется не только на территории России, но и в рамках Евразийской интеграции.
Таким образом, особенностью системы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности является объективная необходимость сотрудничества во всех таможенных вопросах, начиная от этапа до пересечения границы ЕАЭС (взаимодействие может иметь характер предварительного информирования, консультирования, круглых столов), на границе (взаимодействие может иметь форму удаленного выпуска, осуществления таможенного контроля, таможенных операций, списания платежей), после пересечения границы.
Рациональным способом решения представленных проблем является поиск механизмов, совершенствующих процесс взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД. Сегодня практически все инновационные таможенные технологии, рекомендованные Всемирной таможенной организацией, такие как предварительное информирование и декларирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен в системах «таможня — таможня» и «таможня — бизнес», повсеместно внедряются таможенными органами России.
В мае 2020 г. Правительство РФ утвердило Стратегию развития таможенной службы до 2030 года.