Ситуация с коронавирусом оказала крайне негативное влияние на мировую экономику. По прогнозам большинства экспертов, экономике предстоит очень длительный период восстановления. Мировая экономика оказалась под ударом из-за разрыва технологических цепочек, так как многие развитые государства перенесли рабочие места в страны с более дешевой рабочей силой.
Возникшие проблемы со сбоями в цепях поставок показали «оборотную» сторону кластеризации поставщиков в одном регионе (так, в Ухане находится кластер полимерной упаковки, которую закупали крупные компании-производители готового продовольствия). Влияние этого фактора будет усиливаться, поскольку мир становится все более волатильным из-за изменения климата и других антропогенных воздействий.
Многие страны мира в условиях текущей ситуации вводят карантинные меры, отдельные – приостанавливают производства. При этом жесткость и обязательность введенных мер сильно разнится от страны к стране.
Как известно, кризис – это время возможностей. Российские компании могут попробовать занять ниши, которые образуются в результате приостановки деятельности компаний в разных странах, как на российском рынке (импортозамещение), так и на мировом (экспорт). Производство в Китае уже постепенно восстанавливается, но российские компании могут увеличить свою долю в секторах с развитым производством промежуточных товаров в России, таких как химическая продукция, металлургия, приборы, нефтехимия, продукция деревообработки, бумага.
При условии постепенного выхода из кризиса в ближайшие месяцы и возвращения международной торговли на рельсы развития, Россия обладает возможностями наращивания объемов поставок на внешние рынки до 50 млрд долл. в ближайшие 2-3 года. Наибольший объем прироста могут дать регионы СНГ и АТР.
Для того чтобы спрогнозировать наиболее перспективные направления для экспорта, следует проработать рыночный план. Для его составления необходимо посмотреть:
Помимо этого необходимо быть в курсе новостей, изменений в законодательстве стран-импортеров данной продукции. Лучше воспользоваться всеми имеющимися источниками информации, с привлечением специалистов и независимых экспертов.
При анализе статистики по кодам ТН ВЭД возникают сложности для некоторых видов товаров за счёт того что на 1 наименование товара – 2 кода. Пример: подсолнечная лузга проходит под кодами ТН ВЭД 2306300000 и 14044900008.
При анализе статистики были выявлены некоторые ниши, с тенденцией роста экспорта: листового стекла с отражающим слоем, яблочного сока, рапсового масла для технического производства, сухого печенья, покрытого шоколадом, пигменты на основе диоксида титана.
Наибольшей популярностью со стороны покупателей пользуются продукты питания.
Может быть полезно посмотреть перечень товаров, перевозимых по железной дороге – самый надежный канал транспортировки в условиях пандемии:
- Стройматериалы: алебастр, гипс, известь, мел, глина, строительный камень, строительный кирпич, линолеум, кровельная мастика, стеновые блоки, керамические плитки, сухие смеси.
- Продукты: вина фруктовые и ягодные, пирожные, пряники, карамель, мед, пастила, шоколад, лапша, семенной картофель, консервы, майонез, соль, сахар, масло, молоко, мясо, напитки,
- Химия: калия хлорид, изопропилбензол, метилацетат, полиэфиры, этилацетат, поролон, кислоты, полистирол, стиральные порошки, моющие средства, полиэтилен, пенополиуретаны, полипропилен, силиконы, фторопласты.
- Стекло и дерево: двери деревянные, опилки древесные, щепа кровельная, плиты ДСП, фанера клееная, строганый и лущеный шпон, стекло зеркальное, стекло листовое прозрачное, брикеты из отходов, кора, отходы древесные, тара деревянная, бутылки стекло.
Растущие рынки ЖД перевозок:
- Импорт стеклянных бутылок: 0,5 л - 1268 т. за 1 кв. 2020 г., что почти в 11 раз больше, чем в аналогичный период 2019 г. (117 т.), 0,25 л – 439 т. за 1 кв. 2020 г., и 27 т. за 1 кв. 2019г. (прирост на 1525%).
- Экспорт стекла: стекло зеркальное 622 т. за 1 кв. 2020 г. и 204 т. за 1 кв. 2019 г. (рост 205%)
- Экспорт резины: автопокрышки новые 1233 т. за 1 кв. 2020г. и 443 т. за 1 кв. 2019 г. (рост 178%)
- Экспорт лаков и красок: двуокись титана, эмали, пудра алюминиевая – показали рост.
- Экспорт химии: алюминия сульфат, кислота акриловая, ангидрид фталевый ( в среднем рост составил около 30 %).
Также важно не просто отслеживать и анализировать ключевые темы, обсуждаемые в информационном поле, но и оценивать их вирусный потенциал и предсказывать тренд ещё на этапе его зарождения, а также своевременно реагировать на изменения рыночной ситуации. К примеру, в России образовался переизбыток предложений масок одноразовых, многоразовых, потому что многие швейные производства переориентировались на отшив масок, включили в работу ранее законсервированные мощности, а также возобновились поставки масок из Китая. Кто начал активно продавать маски (а также СИЗы и дезинфицирующие средства) ещё в январе-начале февраля — уловили тренд, в конце апреля эта ниша перенасыщена, но остается дефицит медицинских масок, которые требуют стерильного производства и получения специальных сертификатов. Речь идет о полимерной ткани СМС (спанбонд-мельтблаун-спанбонд). Мельтблаун является высокоэффективным фильтрующим материалом, который имеет электростатический заряд и задерживает за счет этого мельчайшие вредные частицы. Помимо производства масок и защитных костюмов, его применяют в изготовлении респираторов и фильтрующих масок. В России мельтблаун делают очень мало, в основном только в составе СМС. Производители в основном закупали все за рубежом – в Китае, Тайване и в некоторых странах ЕС. Но из-за нехватки средств защиты на мировом рынке цены взлетели в разы: «Сейчас весь мир покупает в 5–10 раз дороже, в очередь стоят по предоплате в Китай», – говорит президент ассоциации СИЗ Владимир Котов.
При подготовке статьи использовались материалы Российского Экспортного Центра, Московского экспортного центра, таможенной статистики, Торгово-Промышленной Палаты, аналитической компании VladVneshService