Содержание:
1. Основные документы для экспортера
2. Оформление контракта
3. Упаковочные листы и другие сопровождающие документы
4. Работа с участниками Евразийского союза
Проблема документов ВЭД – это один из распространенных типов сложностей, с которыми сталкиваются юридические лица, занимающиеся соответствующей деятельностью. Документация может быть разнообразной в зависимости от направления работы, следует основываться на том, что именно планируется экспортировать, на требованиях со стороны закона и таможни.
Сам по себе перечень может основываться на базисе ИНКОТЕРМС, а также условиях поставки. Существуют критерии такие как группы (среди них E, F). Для них потребуется контракт на экспорт, упаковочный лист, накладная (она также носит название транспортной накладной). Нужно помнить про декларацию на товары, если речь идет о торговле с иностранным контргагентом, а также об инвойсе.
Например, данные по инвойсу содержат:
Обязательным моментом при оформлении документов при экспорте в Европейский Союз, является указание параметра HS. Это обозначение товара с помощью цифрового кода, что также помогает определить наименование товара и исключит различные сложности, зачастую возникающие при доставке, пересылке и оплате. Точное обозначение HS поможет избежать лишних вопросов от банка, налоговых органов и т.д. По сути, коды HS являются своего рода номенклатурой для внешнеэкономической деятельности.
Нужно ли платить при работе с иностранным контрагентом НДС, какой порядок составления контракта – это одна из самых главных сложностей, с которой зачастую сталкиваются даже не только новички, но опытные экспортеры. Существуют критерии работы с оформлением контрактных обязательств:
Проследить за формулировками, при необходимости, воспользовавшись услугами профессиональных переводчиков.
Обратить внимание следует на тонкости взаимодействия с банком, поскольку банковские органы тщательно проверяют все сделки, производимые в экспортном порядке и при взаимодействии с нерезидентами.
Нужно обращать внимание на тонкости заполнения таможенных деклараций, документов для налоговой. Экспорт не облагается налогом (ставка составляет 0%), но для подтверждения данного факта потребуется пакет документов, в который обязан входить контракт.
Документ в идеале должен быть читаем всеми представителями одной стороны и другой. Поэтому оформление перевода рекомендуется осуществлять путем размещения в двух колонках. Обычно можно перевести на английский язык (помимо основного русского), но в ряде ситуаций потребуется перевод на другие языки, в зависимости от законов и деловых обычаев контрагента.
Минимальные реквизиты по договору обязательно должны включать время и дату. На этом вопросе стоит остановиться подробнее, потому что Центробанк специально выпустил несколько рекомендаций по датировке. Дело в том, что надо указывать не какой-либо внутренний номер контракта, а так называемый унифицированный. В нем три группы чисел.
• Первая группа – это соответствие коду страны продавца и покупателя, согласно единому перечню обозначений. Этот стандартный документ используется повсеместно в таможенном оформлении, поэтому получить доступ к кодовому обозначению разнообразных стран не составит никакого труда.
• Вторая группа – восемь цифр организации. Общероссийский классификатор «Предприятия и организации» поможет найти соответствующий номер.
• Наконец, финальный пятизначный номер – это организация получателя (покупателя).
Дополнительно следует учитывать, что дата оформляется в стандарте ДД.ММ.ГГ. Соответственно, первое обозначение соответствует числу, которое указывается в двухзначном формате (можно отметить нуль, например «04» - то есть, четвертый день месяца). Второй – пункт – месяц, тоже обозначается с нулями, к примеру, «01» - это январь. Для года указываются только последние две цифры – из 2021 только «21». Все документы для подтверждения экспорта составляются по аналогичному типу.
В структуре контракта также указываются такие данные:
Таким образом, составление контракта требует особенной внимательности, ведь фактически это самый главный и имеющий наибольший юридический «вес» документ.
В упаковочном листе содержится информация о содержимом упаковки. Оно включает массу – нетто и брутто, количество товара, если количество можно посчитать, типы грузомест и их количество, а также общий объем партии.
Транспортный документ также является крайне важным, поскольку он подтверждает факт взятия груза для перевозки. В нем указывается тип транспорта (железнодорожный, воздушный, наземный и т.д.), сроки доставки и т.д. За транспортировку отвечает фактически третья сторона – перевозчик, поэтому за документацией этого типа необходимо следить особенно пристально. По многолетнему опыту экспортеров, свыше 50% проблем возникает именно на этапе транспортировки груза. Желательно использовать услуги проверенного перевозчика, с которым подписывается контракт и страхуются риски.
Декларирование товаров на таможне происходит на основании предоставляемой экспортером информации. Существуют основные способы сделать эти операции:
Дополнительно могут потребоваться фото товара, сертификаты соответствия и другие документы. В ряде случаев может быть нужен перевод на язык контрагента.
Такие страны как Казахстан, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия обладают своей спецификой за счет того, что являются участниками Евразийского союза (ЕАЭС). Для него установлены единые нормы по налогообложению перевозок. Среди них:
• НДС 0% - это правило действует для УСН, ОСНО;
• несмотря на нулевые ставки, потребуется создать «нулевые» же счет-фактуры;
• нулевые ставки НДС подтверждаются пакетом документов.
Таким образом, существует множество документов и сопуствующих сложностей по их грамотному оформлению. ООО "ИФК "Титан74" избавляет российских поставщиков от трудностей экспорта при оказании услуги "контрактодержатель", а иностранный покупатель получает вместе с товаром СМР, ДТ, счет-фактуру, инвойс, товарную накладную и упаковочный лист.